клавесин

Тел. +7 (911) 232−29−64
earlykeyboard@gmail.com

Мастерская

Энтони Бонамичи Алексей Бурьян Александра Десницкая Николай Флоринский

Мастерская «Бонамичи Клавесинс» открылась в Санкт-Петербурге в 2008 году. Так осуществилась давняя идея двух друзей: Энтони Бонамичи, музыканта итальянского происхождения, родившегося в США, и Бориса Муратова - клавесинного мастера, известного в кругах старинной музыки не только в Петербурге, но и во всей России.

Энтони Бонамичи возглавляет мастерскую «Бонамичи Клавесинс» и является мастером по клавесинам. Закончил фортепианный факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Е. Шишко) и композиторский факультет (класс профессора Б. Тищенко).

После кончины Бориса Муратова в 2009 году, Энтони существенно расширил мастерскую и продолжил исследования в области технологии изготовления и усовершенствования звучания. Под его руководством в мастерской работают талантливые молодые мастера - выпускники реставрационных училищ по специальности «реставратор произведений из дерева».

Сотрудничество, с художником Александрой Десницкой-Кузьминой, начатое в 2011 году, привело к возможности создания произведений не только музыкального искусства, но и живописного. Александра – профессиональный художник и искусствовед, ежегодно участвует в выставках Санкт-Петербургского Союза Художников, занимается исследованием в области традиций росписи исторических клавесинов и верджинелов. Работая в нашей мастерской, Александра расписала значительный ряд инструментов в самых разнообразных стилях, как копируя исторические инструменты, так и воплощая в жизнь свои собственные авторские идеи.


Изготовление инструментов

Материалы для наших инструментов мы получаем из парижских мастерских известного французского мастера Марка Дюкорне (The Paris Workshop): это заготовки из дерева для корпуса, деки, клавиш, а так же колки, прыгуны, струны. Таким образом, мы обеспечиваем себя самым лучшим правильно-выдержанным деревом, которое так сложно купить в России. Все материалы являются исторически традиционными - это массив дерева (ель, дуб, бук, груша, вишня, черное дерево, клен, липа, тополь) и металл (бронза, латунь, железо).

Заготовки Парижской мастерской Марка Дюкорне известны во всем мире и используются многими известными мастерами для создания своих именных инструментов. Уже с XVII века, в связи с увеличением количества создаваемых инструментов, мастера начали применять ремесленные принципы разделения труда. Изготовление деталей инструментов поручалось другим людям: подмастерьям, цехам, а затем уже и отдельным мастерским.



«Аутентичный инструмент»

Мы создаем клавесины и спинеты для исполнения старинной музыки. Соответственно, звучание наших инструментов является «аутентичным», то есть соответствующим звучанию старинных инструментов. О каком звучании идет речь?

Старинные клавесины звучат по-разному в зависимости от времени и места их создания. Тем не менее, лучшие образцы всех школ обладают общими чертами. Прежде всего, это яркий, прозрачный, звенящий звук, полный верхними обертонами. Диапазон звучания отчетливо делится на разные по тембру регистры: жужжащий бас, звонкая середина, серебристый дискант. Несмотря на это разделение, регистры гармонично сливаются в единое целое.

Сохранение перечисленных свойств звучания обязательно для аутентичного инструмента. Достичь этих звуковых свойств удается только при сохранении особенностей старинной конструкции клавесина. Попытки усовершенствовать конструкцию клавесина в XIX-XX веках, направленные на увеличение громкости, широты диапазона, выносливости инструментов привели к разочаровывающим результатам.



Мастер же занимается наиболее ответственным делом: строит инструмент, вручную подгоняя все заготовки друг к другу, при необходимости дорабатывает элементы конструкции, добивается наилучшего звучания. Именно эта работа оказывает решающее влияние на звук и качество инструмента. Поэтому такой инструмент по праву считается мастеровым.

Наши мастера вручную дорабатывают элементы конструкции, особое внимание уделяя работе с декой, придавая ей нужные акустические свойства. Для приклеивания деки к корпусу инструмента мы используем мездровый клей и старинную технологию прижатия опорными палками. Такое же внимание уделяется балансировке клавиатуры и регулировке механики, обеспечивая комфорт при игре и надежность механики.









Характерное изящное звучание клавесина было искажено практически до неузнаваемости. Это привело к тому, что клавесины новой конструкции оказались непригодными для исполнения старинной музыки. Поэтому, начиная с середины XX века, многие мастера начали копировать старинные инструменты, чтобы добиться аутентичного звучания.

Сегодня ясно, что аутентичный клавесин должен быть сделан по старинным принципам. Поэтому, наши инструменты сохраняют старинные конструктивные особенности: пропорции и размеры, мензуры, материалы. Фактически, мы изготавливаем копии старинных инструментов с небольшими техническими изменениями. Эти изменения вносятся только в том случае, если они не искажают звучание, но улучшают надежность инструмента, комфорт при игре и обслуживании. Мастерские Бонамичи Клавесинс придерживаются именно этого направления.