Отзывы покупателей
и музыкантов
Главная / Отзывы / Владимир Радченков
В 2010 году мастерские «Бонамичи клавесинс» завершили работу над тремя концертными историческими инструментами. Весной 2010 года в филармонической концертной программе «Баховский марафон» был представлен одномануальный двухрегистровый инструмент, продолживший начатую ранее серию клавесинов по французскому оригиналу 17 века. По сравнению с ранними клавесинами серии инструмент имел ряд усовершенствований в области заточки оперения, установки деки и штегов. Это сделало звук инструмента более ярким и объемным, а возможности работы над звуком — более разнообразными. В программе инструмент прозвучал сольно, в ансамбле, солировал с оркестром. Публика, слушавшая игру Энтони Бонамичи и Владимира Радченкова на новом инструменте, по достоинству оценила его игровые качества. Такую же высокую оценку аудитории получил двухмануальный инструмент, выполненный по оригиналу А.Руккерса и представленный в концерте фестиваля «Early music». Клавесин был представлен публике Ольгой Мартыновой.
Инструменты фламандских моделей особенно ценятся исполнителями благодаря такому их свойству, как универсальность характера звучания, способность пластично приспособится к произведениям любой национальной традиции и ярко их реализовать. У этих инструментов нет «привязанности» к какому либо одному историческому или национальному стилю. Инструмент Энтони Бонамичи в концерте Ольги Мартыновой особенно ярко раскрыл свои возможности на французском репертуаре, в пьесах Жана Филиппа Рамо. Нисколько не умалило впечатление от нового инструмента участие в программе хорошо известного публике Малого зала филармонии клавесина, построенного Вольфгангом Цуккерманом, также, кстати, по оригиналу А.Руккерса. Новый инструмент не уступил ни в силе, ни в яркости звука, ни в точности и подвижности работы механизма.
По просьбе Энтони Бонамичи петербургские клавесинисты Владимир Радченков и Наталья Калентьева более тщательно опробовали на стилистически разном репертуаре инструмент, представленный в Малом зале и одномануальный двухрегистровый инструмент, выполненный по оригиналу И.Руккерса. Оба инструмента великолепно себя проявили и на французском, и на немецком, английском, итальянском репертуарах как 17, так и 18 веков. Музыкантами отмечены яркость тембра каждого из регистров, способность регистров в миксте давать звучание, тембрально не схожее со звучанием чистых регистров. Вместо традиционного усиления получался новый тембр. Впечатлила музыкантов также высокая степень отзывчивости клавиатуры, способность ее отвечать мельчайшим изменениям характера касания. В ощущениях от клавиатуры обоих инструментов отмечено сочетание легкости и пластичности с упругостью, ощущение легкого ответного толчка, делающее контакт рук и клавиатуры удивительно живым и при этом очень точным. Отмечена была также способность инструментов взаимодействовать с акустикой помещения, заполнять пространство вокруг себя. Плотность звучания удивительным образом сочетается с прозрачностью и красочностью. Также невозможно не отметить внешнее оформление инструментов, выполненное в четком соответствии стилю, характерному для оригинальных инструментов семьи Руккерс. Уже говорилось об особом отношении клавесинистов к инструментам, построенным по оригиналу мастеров семьи Руккерс. Благодаря работе «Бонамичи клавесинс» инструменты этих моделей могут быть представлены в российской концертной жизни гораздо обширнее. Ранее отечественными мастерами почти не предпринимались попытки строить инструменты по фламандским моделям. Яркое исключение — инструмент, принадлежащий А.Любимову, совместная работа В.Цуккермана и Ф.Равдоникаса. Появившись в 80 годы в концертах, этот инструмент произвел огромное впечатление — и вот только теперь мы получаем продолжение той давней истории.
Появление каждого инструмента — большое событие для музыкального мира Санкт-Петербурга. Очень приятно наблюдать новые шаги «Бонамичи клавесинс» в направлении строительства исторических инструментов, избранном с самого начала.