Отзывы покупателей
и музыкантов
Главная / Отзывы / Аскольд и Елена Смирновы
В конце мая мы приобрели один из инструментов, изготовленных в Вашей мастерской: французский одномануальный клавесин в стиле XVII века. Позвольте выразить Вам и Вашим сотрудникам нашу искреннюю благодарность за Ваш нелегкий труд! Отдельная благодарность Энтони Бонамичи и сотрудникам Торгового Дома на Невском за их помощь в доставке инструмента в другой город. Инструмент замечательный, звук выше всяких похвал. Управление и настройка проста и легка. Мы очень рады, что производство клавесинов теперь началось и в России и от всей души желаем Вашему начинанию успехов и процветания!
С глубоким уважением,
Аскольд и Елена Смирновы, Москва.
Здравствуйте, Энтони!
Я счастлив Вам сообщить, что прошло вот уже почти 2 года с момента приобретения нашего инструмента, а клавесин находится в идеальном состоянии. Строй держит хорошо, настраивается легко, за все время у меня пока даже не повредилась ни одна струна (хотя, конечно я не играю на инструменте столько времени, сколько играет профессиональный клавесинист, и наверное, нагрузка на струны идет не слишком большая). Даже транспонирование на 392’ проходит как нельзя просто и с минимальными усилиями.
Звук вне конкуренции, именно о таком настоящем клавесинном звуке я и мечтал, а со временем, он похоже, делается как-то более насыщеннее. В моей маленькой комнате он вообще звучит очень мощно при копуляции обоих регистров. Почему-то я не сразу обратил на это внимание, но то, что пишут профессиональные музыканты по поводу звука Ваших клавесинов, чистая правда – разные регистры действительно звучат каждый по-своему, очень разнообразно и индивидуально, а при наложении их друг на друга рождается абсолютно новый звук. Теперь и я в этом убедился на практике. Кроме того, возникает огромная масса возможностей для получения разного характера звука при использовании лютневого регистра и даже просто при открытых и закрытых крышках – это просто потрясающе. Говорю это также еще потому, что одно время у меня была идея продажи или обмена этого клавесина на двухмануальный, но я все-таки отказался от этого, потому что со временем понял, как много уникальных возможностей заключается даже в одномануальном инструменте, а также еще и потому, что этот клавесин мне очень дорог как память о Борисе и о нашей с Вами встрече.
Единственное – иногда возникает трудность со сменой регистров, рычажки сами по себе двигаются хорошо, но иногда планка, в которой помещаются прыгуны, как бы немного отходит обратно, соответственно перья не достают до струн и поэтому приходится эти рычажки тянуть на себя или задвигать с большой силой, что иногда страшно делать. Возможно, это связано с изменениями микроклимата в комнате, я не знаю точно. В принципе, это не мешает, но может быть, стоит в новых инструментах немного усовершенствовать такую систему смены регистров?
Кроме того, я заметил некоторое рассыхание деревянных частей на крышке, скорее всего это следствие солнечного света из окна напротив инструмента, фотографию я вложил в конце письма, не посоветуете ли Вы мне, как можно хотя бы немного устранить этот дефект?
Мне очень приятно видеть, насколько расширился диапазон, изготавливаемых Вами инструментов. Если в 2009 году, насколько я помню, модельный ряд состоял всего из трех клавесинов, то сейчас он насчитывает уже около десяти инструментов, в том числе, вёрджинел и несколько фламандцев. Что касается моего французского одномануального клавесина, то я прочитал, что Вы даже усовершенствовали его – интересно, как изменился характер звука на таких новых инструментах? Еще я хотел бы спросить Вас об одной конструктивной особенности: почему на верхней деке Ваших клавесинов нет отверстия (собственно, в розетке), в то время как оно встречается на многих исторических инструментах и современных копиях? А также: в принципе, как долго сохраняется интонировка перьев такого клавесина, как мой, и вообще что бы Вы посоветовали в плане ухода за перьями?
Недавно мне довелось ознакомиться с близким к клавесину инструментом, а именно – клавикордом работы московского мастера и музыканта Дмитрия Белова (это ученик известного, ныне покойного мастера David Bolton, а также знаменитого музыканта Cristopher Stembridge). Возможно, Вам приходилось встречаться Дмитрия. Насколько мне известно, это единственная мастерская в России по изготовлению клавикордов, причем инструменты эти действительно высокого качества. Я подумал: было бы интересно организовать со временем изготовление клавикордов и в мастерских BonamiciClavecins, хотя инструменты эти конечно разные, и в отличие от клавесинов, спрос на клавикорды, я думаю, будет не очень большой. Но несколько экспериментальных инструментов, может быть, стоит сделать.
Я хочу выразить Вам огромную благодарность и сказать еще раз спасибо за великолепную работу.
С уважением, Аскольд.